Упряжь для коней

Для каких животных может применяться упряжь

В упряжь могут запрягаться многие животные как общепринятые, так и экзотические. Итак, упряжь может быть:

  • для лошадей;
  • для собак;
  • для быка;
  • осла;
  • верблюда;
  • для козла;
  • для лося и пр.
Боевые лоси РККА

Боевые лоси РККА

Из чего состоит упряжь для лошади

Для перевозок грузов, людей в телегах используют упряжку. Комплект сбруи не всегда одинаков. Какие-то части берут постоянно, другие — только в определенных случаях. Состав сбруи зависит от целей и способа запряжки.

Конская амуниция включает такие приспособления:

  1. Узда. Состоит из нескольких элементов — ремней, как правило, кожаных. Один проходит ниже подбородка. Оголовье составляют затылочный ремень и проходящий перед ушами. В сбрую, как отдельный элемент или часть узды, входят удила. Это стержень (грызло) с кольцами по бокам. Его вставляют в края рта — туда, где нет зубов. Удила давят на язык, губы, челюсть и служат для управления. Трензель чаще делают из металлов.
  2. Хомут. Соединяет коня и телегу, передает силу и амортизирует. Состоит из двух соединенных сверху половинок — клещей, чаще деревянных. Низ завязывают супонью. Под хомутом есть особая подкладка. Весит все 6–9 кг.
  3. Шлея — комплект ремней, фиксирующий хомут при резких движениях, например, при остановке. Круговой ремень надевают на корпус лошади. Он соединен с клещами. Наспинный ремень крепят вдоль туловища, боковые — расположены в районе оглобель. Поперечные и откосные страхуют основные ремни корпуса.
  4. Оглобли. Это направляющие — две тонкие палки или трубки по бокам. Они соединяют повозку и хомут, передают силу. Одна оглобля называется дышлом, ее помещают между конями.
  5. Дуга. Соединяет оглобли и хомут. Смягчает езду, не дает клещам чересчур давить на шею животного.
  6. Гужи — ременные петли. Находятся около дуги и тоже объединяют оглобли и хомут.
  7. Седелка. Этот элемент конской упряжи фиксирует оглобли, дугу. Снимает часть нагрузки с шеи, передает на спину.
  8. Подпруга — кожаный или синтетический ремень с креплениями. Крепит седелку. Современные модели подходят под определенную лошадь, оснащаются подкладкой.
  9. Чересседельник, который тоже передает силу коня, разгружает шею и плечи. Фиксирует оглобли, хомут. После седелки соединяют концы с оглоблями.
  10. Подбрюшник — еще один ремень. Нужен для защиты от ударов хомутом, дугой. Находится на животе, немного ниже подпруги. Его соединяют с чересседельником с помощью кольца. Крепят на оглоблях.
  11. Нагрудник. Это альтернатива хомута. Ремень из двухслойной кожи с кольцами. По обе стороны находятся постромки. Размер нагрудника регулируют пряжками.
  12. Постромки. Это особые ремни или веревки. Передают силу от хомута. Соединяют постромки с передком телеги (вагой). Делают это при помощи вальков — брусков, длиной примерно 8 см. Каждый оснащен двумя крючками. На них надевают постромки (петли). Сам валек крепят к ваге при помощи специальной обоймы.
  13. Нашильник. Очередной ремень, проходящий к дышлу от нагрудника. Удерживает при движении под гору.
  14. Вожжи — особые тонкие ремни, как правило, из кожи. Небольшие и легкие ремешки крепят за кольца на удилах и гуже. Для управления главное — уздечка и вожжи, которые дополняют кнутом и голосом. Вожжами подбадривают лошадь: слегка ударяют по крупу. Не нужно путать их с поводьями для верховой езды.

Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров.

С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках.

Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.

Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.

Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.

Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.

Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.

Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.

Упряжь для коней

Чересседельник проходит через седелку и двумя концами закрепляется на оглоблях. Этот элемент поддерживает массу дуги, хомута и оглобель на спине, а еще часть тяглового усилия передаёт на седелку. Подбрюшник и чересседельник – это по сути два соединенных кольцом ремня, которые одеваются петлей чересседельника на оглоблю.

Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.

Виды сбруи

Сбруя должна быть обязательно хорошего качества и соответствовать вашему питомцу. Необходимо также знать виды упряжей, поскольку от этого зависит их строение. Кроме того, независимо от типа оборудования, оно должны быть легким и легко ремонтироваться.

Исходя из назначения выделяют упряжки сельскохозяйственные, выездные и транспортные. Последние использовались для перевозки людей и грузов, поэтому они многолошадные. Для сельхозработ применяют одно- и пароконные сбруи. Выездные упряжки – парадные, и количество лошадей в них могло различаться.

Ниже расскажем о различных типах упряжей.

Одноконная

Основные виды упряжи для лошадей

Одноконная упряжь бывает как дуговой, так и бездуговой. Предназначена она для одного животного. Первый тип подразумевает наличие дуги, супони, хомута, гужей, сиделки с чересседельником, оглобель, уздечки с вожжами и шлеи.

В бездуговой варианте шлея принимает на себя основную тяжесть повозки. Также имеются ременные горты, оглобли, хомута с гужевыми мочками и уздечки с вожжами.

Второе её название – оглобельно-постромочное, и в ней зачастую используют короткие оглобли, крепящиеся к седелке, а не к хомуту.

Постромочно-дышловую упряжь рекомендуют как для пароконной запряжки, так и для одноконной. Задача её – регулировать движение повозки и её поворот. Основная составляющая оборудования – дышло.

Очень часто при работе с двухколесными сельхозмашинами кони получают повреждения из-за давления дышла на хомут. Поэтому стоит надеть на скакунов седелку и подтянуть чересседельником постромки.

Упряжь для коней

Работоспособность животных значительно увеличится.

Постромочная

Постромочная упряжь очень простая, но неудобная, поскольку при движении вперёд повозка не всегда удерживается. Тяга в данном типе упряжи происходит за счёт хомута и постромок. Рекомендуют такой тип оборудования дополнительно снабдить тормозами, чтобы не навредить лошади.

Тачаночная

Тачаночный вид упряжи широко использовали до 20 века. Сейчас уже очень редко где можно встретить четверки коней и тачанки. Упряжь состоит из постромок и дышла. Два коня при этом запрягаются в дышло в центре, а боковые – за постромки, крепящиеся к вагам.

Комбинированая

Комбинированный тип упряжки считается типично европейским. В этом случае запрягаются много лошадей (в среднем 6-8). Упряжь в себе сочетает дышло с постромками и оглобли. Очень важно подбирать животных по силе и росту. К примеру, коренники требуются крепкие и высокие, поскольку сдерживают экипаж.

В паре или тройке с ними находятся пристяжные лошади, которые запрягаются постромками. Именно они и определяют повороты повозки. Впереди коренника ставят выносных лошадей. Их тоже необходимо запрягать постромками, так как они задают направление движения.

Упряжь для лошади Цуг – немецкое изобретение. Предназначено для шестерни, с двойным выносом. В настоящее время цуговая запряжка практически нигде не используется. В ней лошади идут гуськом либо парами, одна за другой. В упряжи Цуг для пар коней используется дышло. К нему припрягаются две или одна пара коренников. Все прочие лошади – выносные.

Все принадлежности конной упряжи можно разделить на три группы: защитные, для управления и для безопасности всадника в седле.

Основные элементы

Основными элементами управления лошади являются удила и уздечка. Первые представляют собой металлический стержень, состоящий из двух подвижно соединённых частей, на концах которых расположены кольца для крепления уздечки. Удила нужны для воздействия на беззубый край рта животного для облегчения управления им. Уздечка, или узда поддерживает удила, а также «передаёт» сигнал, посылаемый всадником через поводья и требующий совершить определённое действие.

Знаете ли вы?Первое подобие седла использовали ассирийские кавалеристы в 700 годах до н. э.

  • недоуздок — та же уздечка, но без удил, что используется для содержания животного на привязи;
    Недоуздок
  • поводья — кожаный ремень, пристёгнутый к кольцам удил и являющийся главным приспособлением для управления лошадью наездником;
    Поводья
  • мартингал — короткий ремень, крепящийся между передними конечностями животного и соединяющий переднюю подпругу и повод в районе удил; помогает удержать голову животного в определённом положении;
    Мартингал
  • шамбон — ремень, крепящийся к трензельной уздечке и проходящий вдоль щёчных ремней вниз между передними конечностями животного до ближайшей подпруги; позволяет контролировать наклон головы животного;
    Шамбон
  • седло — его видов огромное количество, но все они предназначены для защиты спины животного, точнее, равномерного распределения нагрузки;
    Седло
  • стремена — представляют собой металлическое кольцо и крепёжный ремень для фиксации на седле, помогают всаднику вскочить на коня и удержаться в седле;
    Стремена
  • хлыст — гибкий стержень с рукояткой, помогающий управлять конём во время дрессуры;
    Хлыст
  • бич, или кнут — ударное приспособление, состоящее из длинной рукояти и плетёного ремня с узлом на конце, в длину может быть около 200 см, предназначен для дрессировки коня на манеже;
    Кнут
  • шпоры — металлическая дужка с колёсиком или репейником, крепящаяся на задник обуви для верховой езды и помогающая управлять лошадью.
    Шпоры

Защитное снаряжение

Типы конской упряжи

На сегодняшний день существуют такие типы упряжей:

  • Одноконные;
  • Постомочно-дышловые;
  • Постромочные;
  • Тачаночные;
  • Комбинированые;
  • ЦУГ.
Предлагаем ознакомиться  Куда добавлять перец чили

Седелка – деталь упряжи, которую располагают на спине ниже холки. Она нужна для распределения части тяговых усилий на спину. Кроме того, она предназначена для амортизации толчков во время движения. Седелки подбираются в соответствии с размерами холки.

Чересседельник – часть конской упряжи, которую располагают около седелки. Он предназначен для удерживания оглоблей и хомутов с дугами путем распределения веса оглобель.

Подбрюшник – элемент упряжи, предназначенный для снятия резких колебаний хомутов, оглобель и дуг в процессе быстрого движения.

Пароконная упряжь

Пароконная упряжь

Шлея – часть конской упряжи, которая облегает корпус животного. Она предназначена для поддержания хомута при торможении или при движении под уклон.

Уздечка является элементом конской упряжи. В основном используются обычные трензельные.

Амуниция для лошади

Вожжи — еще один элемент упряжи. С одного конца они оснащены пряжками или карабинами, чтобы пристегивать к удилам (трензелям). Вожжи должны быть предельно сподручными. Материалом для их изготовления, как правило, служит плотная тесьма или кожа.

Лошадей сегодня увидишь нечасто. Теперь их обычно используют для отдыха и развлечения. Упряжки встречаются, например, в парках или на площадях. Меньше века назад многие люди знали, что такое сбруя для лошадей и как ею пользоваться. Сегодня подобной информацией и навыками владеют лишь некоторые любители конных прогулок и спорта.

Для комфортной езды и удобного управления придуманы особые приспособления для коней. Часть из них помогает лошади лучше справляться с нагрузкой. Комплекс таких приспособлений называют сбруей или амуницией. Предназначена эта экипировка для верховой езды или работы коня в упряжке.

Сбруя известна минимум со II века до нашей эры. По ее качеству и оформлению узнавали статус хозяина животного. Хотя, как правило, амуниция требовалась только для удобства в работе. Примерно в середине XVI века красивая конская упряжь стала модным атрибутом.

Амуниция должна подходить конкретной лошади. Раньше экипировку часто изготавливали на заказ. Сегодня в магазинах — выбор на любой вкус.

Сегодня упряжку лошадей можно встретить разве что на городских площадях, да в парках развлечений. Люди больше не используют лошадей по их прямому назначению. Лошади стали развлечением. На них больше не перевозят грузы и не путешествуют. А ведь еще каких-то 70 лет назад каждый подросток знал, что такое конская упряжь и понимал, что она означает правильная упряжь для лошади.

Наши современники мало не знают из чего состоит сбруя для лошади, не понимают зачем нужен каждый из ее элементов, и уж тем более не смогут надеть ее. Эта статья призвана дать необходимую информацию об этом.

Что такое сбруя?

Сбруя или конская упряжь представляет собой систему ремней и приспособлений, надеваемых на лошадь для ее дальнейшей запряжки в повозку или для верховой езды.

Когда упоминают сбрую, тогда подразумевают конскую упряжь в комплекте с вожжами и уздечкой.

Упряжь нужна для передачи тягового усилия животного повозке. От того, насколько правильно подобран, надет и подогнан этот элемент зависит проста управления и здоровье лошади. Например, если неправильно затянуть ремни, то они могут намять мягкие ткани животного или же вызывать ожоги. После таких повреждений конь едва ли сможет работать.

Конская упряжь должна быть прочной и легкой. Раньше кожу для сбруи изготавливали из специальным образом выделанной кожи. Одна долговечна, но требовала специального ухода. Сегодня конские сбруи изготавливают из современных материалов. Они прочнее, легче и требуют минимального ухода.

В древности владельцы лошадей большое внимание уделяли не только качеству упряжи, но и ее внешнему виду. Дело в том, что по художественному оформлению этого конского снаряжения можно было определить социальный статус владельца.

Мода на красивую упряжь прошла в Средние века. В то время угла ставился функционал. Лошадей стали использовать в основном для перевозки тяжелых грузов. Никому в голову не приходило просто так кататься на этих животных.

Примерно с середины 16-го века упряжи для лошадей стали снова делать красивыми и качественными. Объясняется вхождением в обиход людей карет и открытых конных экипажей.

К сожалению, сегодня конная сбруя полностью утратила свое значение. Техника полностью вытеснила лошадей из хозяйственной деятельности человека. Их используют в спортивных соревнованиях и развлечениях.

Все варианты делятся на 3 группы по сфере использования:

  1. Сельскохозяйственные.
  2. Выездные.
  3. Транспортные.

Также упряжь делится на 3 группы по числу впрягаемых лошадей:

  1. Одиночные.
  2. Парные. Эти упряжи применяются для снаряжения упряжек.
  3. Многолошадные. Также применяются в упряжках.

Самыми популярными считаются следующие виды сбруи:

  • Постромочно-дышловая. В такой упряжи можно использовать как одного коня, так и двух.
  • Постромочная. Она очень проста в использовании, но считается недостаточно хорошей, так как не бережет конское здоровье. Для безопасности движения при использовании такой упряжи рекомендуется оборудовать повозку тормозом.
  • Тачаночная. Это очень сложная система запряжки лошадей. В свое время она была очень популярна, но сегодня не используется совсем.
  • Совмещенная упряжка. Эта конструкция сбруи пришла к нам из Европы. Ее можно использовать как с постромками, так и с оглоблями.

Самыми простыми по использованию и конструкции считаются одноконная русская и постромочная упряжи.

Главное отличие этой конной сбруи от других является наличие дуги. Ее изготавливают старинным способом из единого куска древесины. С ее помощью гужи удерживают оглобли.

В старину были специалисты, занимавшиеся изготовлением дуг. Дело в том, что изготовить их было непросто: нужно было правильно выбрать и обработать, чтобы получить прочный, упругий и легкий элемент сбруи.

Русская одноконная упряжь состоит из следующих элементов:

  • Дуга. О ней было рассказано выше.
  • Хомут. Один из главных элементов одноконной сбруи. Он обеспечивает передачу тягового усилия от лошади повозке. Хомуты бывают разных размеров. Длину этого элемента измеряют от внутренней подушки сверху до клещей. Ширина измеряется между отверстиями для гужей. Хомут состоит из таких элементов, как: клещи, подушки, гужи, хомутина, покрышка, супонь, горт и подкладка. Хомут обязательно подгоняется по размерам под конкретную лошадь. После подгонки он должен плотно прилегать к верхней части холки животного, опираться на гребень шеи и хорошо прижиматься к плечам. По бокам тела коня хомут должен опираться на мускулы лопаток.
  • Шлея. Этот элемент охватывает корпус лошади. В его задачу входит поддержка хомута во время торможения.
  • Седелка. Она располагается немного ниже холки. На нее возлагается задач амортизации ударных нагрузок на спину животного во время движения. Седелка подгоняется под размер холки коня.
  • Черессдельник. Это элемент сбруи находит рядом с седелкой и удерживает конструкцию из хомута, дуги и оглобель. Кроме того, он равномерно распределяет вес по всей конструкции.
  • Подбрюшник. Позволяет избежать резких рывков хомута и оглобель, когда лошадь пущена рысью или в галоп.
  • Уздечка. Как правило, используется трензельная модель.
  • Вожжи. Это удлиненный вариант уздечки. Используется для управления лошадью из повозки. Вожжи пристегиваются к трензелям. Раньше этот элемент изготавливался из кожи. Сейчас его делают из плотного брезента.

Ее главное отличие от русской одноконной упряжи заключается в отсутствии дуги. То есть, тяговое усилие передается сразу через хомут. Последний крепится к повозке постромками.

Конструкция такой конской упряжи состоит из:

  • Хомута с гужевыми мочками, к котором крепятся постромки.
  • Самих постромок.
  • Седелки.
  • Подпруги.
  • Чересседельника.
  • Горты, заменяющие гужи
  • Уздечки.
  • Вожжей.

Европейский вариант такой упряжи отличается тем, что у нее нет хомута. Вместо него используется шторка. Это прочный кожаный нагрудник с кольцами, к которым посредством металлических карабинов пристегиваются постромки. Вожжи при этом пропускаются через шейные кольца и специальный зажим на седелки.

В русской и европейской версиях постромочной сбруи важнейшая роль отводится шлее. Именно на нее возлагается задача равномерного распределения давления по всему корпусу коня.

При правильном снаряжении лошади шлея проходит на 5 см ниже седалищных бугров. Если она будет поднята выше этого уровня, то будет постоянно задираться и натирать круп животного. Если ее опустить ниже указанного уровня, то она будет мешать коню идти.

Длину шлеи выбирают с таким расчетом, чтобы между ее боковым ремнем и бедрами лошади помещалась ладонь.

Что касается толщины нагрудника в европейской версии постромочной сбруи, то она должна составлять не менее 2,5 см.

Сначала надо надеть уздечку. Для этого нужно встать слева от коня, левой рукой удерживать его, а правой надеть ремень уздечки через уши. Удила следует вводить через край, где нет зубов. Как правило, лошадь при таких действиях сама открывает рот.

При снаряжении упряжки в зимнее время, прежде чем тянут металлические удила в рот животному, их следует хорошенько согреть.

Далее, приходит черед седелки. Ее кладут сначала резко вперед ближе к холке, а затем поправляют на положенное место. Такой подход позволяет расправить шерсть под потником седелки.

После накладывания седелки следует хорошенько подтянуть подпругу. При ее затягивании наездник нередко упирается ногой в ребра коня, чтобы обеспечить необходимое усилие. Если подпруга не будет хорошенько затянута седелка может прыгать на спине и хорошенько намять мягкие ткани, что не пойдет на пользу конскому здоровью.

После подтягивания подпруги на коня надевают хомут и шлею. Хомут следует надевать вверх ногами. Это позволит равномерно распределить шлею. После расправления последней хомут переворачивают в его нормальное положение. Поворачивать его следует у самой головы. При повороте нужно следить за тем, в какую сторону уложена грива. Нельзя поворачивать хомут против ее укладки.

Строение и виды упряжки

Предпочтения в конской амуниции в разных странах отличаются. В России больше распространена оглобельно-дуговая запряжка.

Сбрую подбирают в зависимости от числа животных. Бывают, например, такие варианты:

  1. Тандем — две лошади одна за другой.
  2. Три коня — запряжка гуськом, русская тройка.
  3. Четыре — тачаночный тип или парами.

Упряжь для коней

Больше шести лошадей используют только для внешнего эффекта.

Иногда покупают готовый комплект сбруи для упряжек. Однако профессионалы рекомендуют тщательно подбирать каждую часть экипировки отдельно.

К каждой из частей есть стандартные требования:

  1. Форма и размер седелки. Для высокой холки подходит стоячая, для низкой — лежачая. Это важно для работы и здоровья лошади.
  2. Нельзя ошибаться с размером, типом удил, иначе животное будет постоянно страдать. Приспособление делают из разных металлов. Берут как можно более мягкие. Сегодня есть даже пластиковые и резиновые модели для чувствительных зубов.

Что такое сбруя?

Существует несколько видов сбруи, предназначенных для разных видов работы.

Элементы сбруи:

  • Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Элементы сбруи

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею.

Предлагаем ознакомиться  Как правильно ходит конь
  • Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.

Строение и виды упряжки

Исходя из назначений и условий работы (транспортные экипажи, полевые работы), готовят специальную сбрую для лошадей. По своему строению различаются две основных разновидности упряжи: с наличием хомута или нагрудника. Их отличие в том, что передача тяговой силы осуществляется или хомутом, или шлейным нагрудником.

Хомутовая оглобельно-постромочная запряжка

Упряжь для коней

Приобретать конскую сбрую бывает дорого или неудобно. Имеющиеся варианты не всегда подходят. Какие-то части амуниции можно сделать своими руками, например, хомут.

Для его изготовления проходят несколько шагов:

  1. Узнают размеры шеи лошади. Длина — от гребня у начала холки до лопаток, плеча. Метр прикладывают к основанию шеи. Прибавляют к цифрам еще 4–6 мм. Ширину меряют у основания, желательно циркулем Вилькенса.
  2. Для клещей подходит многослойная фанера, изделие из которой получается меньше, легче и не так быстро трескается. Берут три листа фанеры по 5 мм и склеивают ПВА. Сушат.
  3. Наносят на фанеру чертеж.
  4. Вырезают детали, например, электролобзиком.
  5. Делают хомутину — подкладку, расположенную между клещами и телом лошади. Обтяжку выполняют из мягкой кожи от 1 мм толщиной. Она плотно сидит на жгуте, набивке — обрывке льна, сене, соломе. «Внутренности» хомутины для плотности обматывают лентой. Сшивают обтяжку.
  6. Хомутину фиксируют на клещах. Используют сшивку. Концы хомутины прибивают гвоздями (25 см) через 3 см.
  7. Изготавливают особую подушку из цельного куска фетра или похожего материала. Складывают в несколько слоев. Края загибают, накладывают жгуты из войлока. На два валика подушки нужна кожаная настрочка. По их центру выполняют клапаны. Делают из кожи величиной 10 на 6 см. Дальше подушку простегивают. Шов — примерно 1 см.
  8. Присоединяют подушку к клещам. Пришивают минимум в трех местах. На холке немного приподнимают и выравнивают.
  9. Изготавливают покрышку хомута из кожи или заменителя. Будет 3–4 части. Центральная — 30–40 см, нахлест — минимум 1,5. Делают вырезы под гужи.
  10. Покрышку туго надевают на клещи и прибивают.
  11. Гужи выполняют из коровьей кожи толщиной минимум 0,5 см. Иногда берут капрон толщиной от 4 см.
  12. Продевают гужи в дырки покрышки. Прибивают.
  13. Меряют хомут. Он должен плотно прилегать. Маленький — бракуют, большой — сужают: нашивают войлок внутри.

Амуницию можно приобрести в специализированных магазинах либо изготовить самому. Дадим несколько советов по изготовлению самых необходимых элементов экипировки лошади.

Потник

Для пошива вальтрапа нужно сначала снять мерки, чтобы можно было сделать выкройку. Если есть возможность, то удобнее всего обрисовать готовый, покупной потник. В противном случае нужно учесть, что изделие должно быть больше размера седла. Стандартным размером вальтрапа считается 70×90 см.

Важно!При выполнении выкройки нужно учесть, что внутренний слой должен быть меньше остальных на 10 мм по всему периметру, а верхний — на 10 мм меньше нижнего по центральному шву (самое тонкое место).

Сняв мерку и сделав выкройку, оставив 20 мм по краю для шва, можно приступать к поиску ткани. Само изделие можно изготовить из старых простыней, пододеяльников, главное, чтобы они были их хлопка или похожего материала, а также прочными. В качестве наполнителя можно использовать поролон, махровое полотенце, байковое одеяло. Подобрав материал, его следует тщательно выстирать и разгладить, чтобы не было не единой складки.

Сметайте все части выкройки и выполните примерку. Дополнительно прогладьте изделие и прострочите его на машинке. Краевые швы спрячьте за тесьмой.

Уздечку

Сбруя для лошадей, виды, из чего состоит и функция конской упряжи

Для пошива уздечки очень важно правильно выполнить замеры:

  • от одного угла рта к другому через щёки и заушное пространство — добавить по 10 см для петель, для регулировки по длине по 7–10 см для пряжек;
  • расстояние по лбу между нащёчными ремнями, плюс по 10 см дополнительно для петель;
  • между этими же точками только вниз, через ганаши и плюс 10 см для пряжки (для подбородного ремня).

Изготовить уздечку можно из кожи шириной 15 мм. Сшить её можно вручную или на машинке. Также нужно будет 2-3 кольца и несколько пряжек. Налобный ремень должен иметь на концах петли, чтобы его можно было соединить с нащёчным и затылочным, и он двигался свободно. Подбородную часть следует пришить к нащёчной перед налобной. Через пряжки подсоединяются трензельные кольца. На поводья израсходуется 150 см кожаной тесьмы, что крепится к трензельным кольцам через пряжки либо просто пришивается к ним.

Попону

Её можно сшить из хлопчатобумажной ткани. Размер зависит от габаритов корпуса животного. Стандартные же размеры 2×2,4 м. Помимо ткани, понадобятся 3 карабина, 3 колечка, 150 см широкой резинки, около 10 м тесьмы шириной минимум 20 мм.

Можно использовать цельный прямоугольник нужного размера, либо сшить его из двух меньших. Полученное полотно складывается пополам, и выполняется вырез под горловину длиной 0,6 м и высотой 0,2 м. Все углы попоны скругляются. Край обрабатывается тесьмой «косая бейка». От края горловины на расстоянии примерно 1,4 м пришивается полоска перпендикулярно линии спины, куда будет продеваться резинка.

В районе подпруг, к нижнему краю попоны с одной стороны пришивается двойная резинка длиной 0,4 м с карабином, а с противоположного конца изделия — кольцо для карабина. На передних краях попоны также пришиваются карабины с резинкой и кольца для застёгивания изделия на шее.

Этот элемент конной амуниции сделать самостоятельно крайне сложно. Задачу упростить может наличие ленчика (каркас) из старого седла. Если такого элемента нет, то создание седла придётся начинать с его изготовления. Выполняется он из дерева, клееной фанеры либо стекловолокна.

Вначале нужно выполнить его макет. Для него понадобится картон и 1,3 м проволоки. С помощи проволоки снимаются мерки: она прикладывается к спине животного за лопатками, где располагается передняя приподнятая часть седла. Проволока должна повторить контур холки. Не выпрямляя проволоку, её прикладывают к картону и обводят контур. Макет вырезается и прикладывается к спине животного. Если он чётко повторяет её контуры, то работа продолжается, в противном случае вновь повторяются описанные действия.Сбруя для лошадей, виды, из чего состоит и функция конской упряжи

Выполняются замеры:

  • в самой высокой части холки;
  • в месте расположения переднего загнутого края седла;
  • конец холки (низкая часть спины);
  • конец седла (на уровне 18-го позвоночника);
  • изгиб спины от холки до 18-го грудного позвоночника.
    Седло своими руками

Из куска дерева с помощью стамески и рубанка создаём копию макета. Изгиб придаём с помощью электролобзика и наждачки. Когда ленчик готов, можно начинать выполнять внутреннюю обивку. Для этого используется поролон (пенополиуретан): он вырезается по форме, при надобности из нескольких слоёв. За основу седла можно взять фанеру — она прибивается к ленчику и на неё крепится поролон с помощью гвоздей так, чтобы они заходили в ленчик. Для наружной обивки используется чаще всего кожа, реже — мешковина. Выбранным материалом обшивается ленчик. Подпруги лучше приобрести готовые.

  1 – Уздечка
2 – Вожжи
3 – Хомут
4 – Чересседельник
5 – Шлея
6 – Седёлка
7 – Подпруга
8 – Постромка
9 – Гуж
10 – Оглобля

В таких конструкциях упряжей кроме дуг важными элементами являются также и хомуты. Раз они используются и в дышловых, и бездуговых видах, то их роль и строение желательно рассмотреть более детально. Вообще, хомуты, являясь основной частью упряжи, и служат для того, чтобы передавать тяговое усилие животного для телеги, повозки или плуга.

Как и в старые времена, в наше время хомуты изготавливают самых разнообразных величин. Длина измеряется от верха внутренней подушки до клещей, а ширина по расположению отверстий через которые продеваются гужи. Хотя в одноконных и пароконных запряжках хомуты могут отличаться. В первом варианте они обладают гужами, во втором – мочками. Конструкцию хомута можно рассмотреть при помощи более распространенного примера – с гужами.

Упряжь для быков

Упряжь для быков

В хомуты входят:

  • Пара клещей;
  • Подушка;
  • Пара гужей;
  • Хомутина;
  • Покрышка;
  • Супонь;
  • Горт;
  • Подкладка.

Европейская оглобельно-постромочная запряжка

Последовательность оглобельно-дуговой запряжки

  1 – Удила
2 – Узда
3 – Дуга
4 – Повод с темляком
5 – Зга
6 – Седёлка
7 – Чересседельник
8 – Шлея
8а – Продольный ремень
8б – Поперечные ремни
8в – Откосный ремень
8г – Ободовый ремень
8д – Мочка
9 – Оглобля
9а – Гребенка
9б – Тяж
10 – Подбрюшник
11 – Подпруга
12 – Гуж
13 – Хомут
14 – Супонь
15 – Вожжи

Сбруя для лошадей, виды, из чего состоит и функция конской упряжи

Перед запряжкой лошади необходимо проверить состояние обоза (повозки или саней); проверить гужи на хомуте. Отрегулировать длину их так, чтобы при запряжке лошади супонью можно было бы стянуть вместе клещи хомута и укрепить дугу на оглоблях. После этого надевают уздечку на лошадь, застегивают подбородный ремень, вставляют в рот лошади удила.

Если дело происходит зимой на морозе, то необходимо, прежде чем вставлять удила в рот лошади, согреть их в руке. Затем на лошадь надевают седелку, делая движение от холки к спине, по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. Хомут надевают на голову лошади клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз.

Перед запряжкой на левую оглоблю надевают чересседельник и подбрюшник на расстоянии примерно 40 – 50 см от конца оглобли. Затем на левый гуж хомута кладут оглоблю, в образовавшуюся петлю вкладывают ветвь дуги и переносят дугу через шею животного. После этого поднимают с земли правую оглоблю, прикладывают ее к правой ветви дуги и обхватывают конец дуги гужом сверху через оглоблю.

Дуга должна быть заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобли. Супонь обматывают 2 раза вокруг клещей хомута и затягивают ее так, чтобы клещи сошлись вместе. Если требуется, то для стягивания супони упираются в правую клещу ногой и затягивают супонь силой рук и корпуса тела. Обматывают супонь еще раз, свободный конец ее просовывают между супонью и клещами и протаскивают его под супонь.

Подтягивают супонь так, чтобы осталась небольшая петля, протягивают конец супони обратно и оставшийся конец обматывают вокруг петли. Это делается для того, чтобы при необходимости супонь можно было распустить одним рывком. После затягивания супони дуга должна прочно держаться на оглоблях. При ударе рукой дуга не должна отклоняться назад или вперед.

Предлагаем ознакомиться  Комнатный цветок похож на лилию как называется

Если дуга держится слабо, необходимо ее в обратном порядке снять и укоротить оба гужа. Если клещи стянуть невозможно, то гужи следует прибавить. При этом необходимо следить, чтобы хомут у лошади не сжимал шею, а плотно прилегал к ней. Чересседельник продевают через кольца седелки, пропускают его под правую оглоблю и подтягивают с таким расчетом, чтобы между холкой и хомутом и между шеей и хомутом можно было просунуть 2 – 3 пальца. Конец чересседельника обматывают вокруг оглобли. При этом делают петлю, чтобы ее можно было распустить одним рывком.

Сбруя для лошадей, виды, из чего состоит и функция конской упряжи

Подбрюшник пропускают через шлевку подпруги и туго подтягивают к правой оглобле. Повод, скрестив, перекидывают через шею и продергивают в дуговое кольцо. Можно повод пропустить с одной стороны (безгривой); протягивают его через подбородный ремень уздечки и конец также пропускают через дуговое кольцо, обматывают вокруг дуги или прямо привязывают к оглобле с правой стороны.

Иванова Г.В.Запряжка лошадиПрактическое руководство

Рано или поздно у большинства владельцев вятки возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке.Поэтому  я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения.

Для начала – о строении сбруи и ее предназначении.Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы.Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.

  1. уздечка с поводом
  2. хомут
  3. седелка
  4. подпруга
  5. шлея
  6. чересседельник и подбрюшник
  7. вожжи
  8. дуга

1. Узда. Служит для управления лошадью. Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак.

 1. удила (трензель)
2. кольца удил (трензельные кольца)
3. суголовный (затылочный) ремень.
4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади.
5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади.
6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади.
7. переносной, для дополнительной фиксации.
8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.

2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%).

  1. супонь
  2. гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой.
  3. покрышка
  4. войлочная подкладка 
  5. горт – ремень для пристегивания шлеи.
  6. кольца, для вожжей (на основании гужей)

Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного – 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части – у ее основания.

№ хомута

длина хомута

ширина хомута

43

21

1

45

23

2

48

24

3

50

25

4

53

26

5

54

27

6

56

28

7

60

30

8

63

31,5

9

66

32,5

Допуск 0,5 / 0,2

Длину хомута измеряют от верхней внутренней точки хомутной подкладки до нижнего внутреннего ребра клещей, а ширину – на уровне гужевых отворов.

Правильно подогнанный хомут внутри опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре, расположенной спереди оси лопатки; в нижней части лопатки (на плечелопаточном сочленении) хомутина находится над соколком, у основания шеи.
Приблизительно в одетом виде – ладонь ребром должна проходить от хомутины (внутренняя часть хомута) до верхней части плечелопаточного бугра.

Хомут подходит по размеру:

Хомут велик – хомутина почти легла на плече-лопаточный сустав и нависает над соколком грудины:

 

Хомут мал по размеру – по бокам сдавливает мышцы шеи; сверху хомут лежит высоко над холкой; снизу хомутина лежит у основания шеи, высоко над соколком грудины.
 

 
3. Седелка.  Служит для закрепления и поддержки посредством чересседельника всей запряжки и передачи тяглового усилия на спину лошади (12-15%).
Седелка бывает горбатая (для лошадей с высокой холкой) и лежачая (для лошадей хорошо упитанных, с низкой холкой).

  1. арчак
  2. полки
  3. потник
  4. крышка (кожаная или из линолеума)
  5. приструги (горты)
  6. дужки, через которые пропускается чересседельник

4. Подпруга. Предназначена для удержания седелки на спине лошади. Тесмяная подпруга имеет кожаную нашивку с отверстиями для продевания подбрюшника.
5. Шлея. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы, резком торможении, осаживании.
Шлея подгоняется таким образом, чтобы между седалищными буграми и ободочным ремнем проходила ладонь.

Состоит из нескольких ремней:
1. ободовый (боковой). Огибает лошадь по бокам и сзади. Имеет пряжки для крепления к хомуту.
2. продольный. Идет вдоль позвоночника. Тоже имеет пряжку для крепления к хомуту.
3. 2 откосных ремня. Начинаются от конца продольного на крупе лошади.
4. 2-3 боковых ремня. Соединяют продольный и ободовый.
5. петли (мочки), для дополнительной фиксации шлеи (иногда с декоративными кисточками) 
6. Чересседельник. Ремень, проходящий через седелку, обоими концами закреплен на оглоблях. Поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, передает часть тяглового усилия на седелку.
 Подбрюшник. Ремень, проходящий под подпругой, обоими концами закреплен на оглоблях. Не допускает резкого колебания оглобель и хомута вверх-вниз.
7. Вожжи. Служат для управления лошадью. Концы вожжей пристегиваются к кольцам удил.
8. Дуга. Скрепляет с помощью гужей хомут с оглоблями повозки и играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места.
На дуге имеется кольцо для протяжки повода и два выреза на концах, куда ложатся оглобли.

Порядок запряжки

1. Запряжка начинается с чистки и осмотра лошади, осмотра целостности сбруи, повозки.Проверяем, одинакова ли длина у гужей. При необходимости подравниваем, иначе запряжка будет неровной и перекосится в движении.2. Выкатываем повозку на свободную ровную площадку, выносим вожжи, дугу, чересседельник.3.

4. Надеваем на лошадь узду, седелку, хомут. Сделать это удобнее еще в деннике. Седелку кладем примерно на нижнюю половину холки. Если вы положите седелку полностью на холку – это будет слишком высоко, если за холкой на спину – слишком низко.Хомут сначала переворачиваем клещами вверх, надеваем на голову, в верхней (самой узкой) части шеи хомут переворачиваем в сторону гривы обратно клещами вниз, спускаем на плечи, выправляем гриву из-под хомута.

5. Кладем шлею на холку и расправляем её в сторону крупа, пристегиваем пряжки шлеи к ремешкам на хомуте. Если на хомуте только верхний горт, то пряжки бокового ремня пристегиваем за основание гужей.Подгоняем шлею по размеру так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми проходила ладонь.6. Выводим лошадь во двор, заводим в оглобли.Завести лошадь в оглобли можно тремя способами:

  • Завести через оглобли. Подходит для лошадей, хорошо перешагивающих жерди.
  • Поставить перед повозкой и осадить в оглобли. Подходит для уступчивых лошадей.
  • Накатить оглобли НА лошадь. Чаще применяется для молодых или пугливых лошадей.
  Оголовье
1 – Подбородный ремень (подгарок)
2 – Затылочный ремень
3 – Налобный ремень
4 – Наглазники (шоры)
5 – Нащечный ремень
6 – Наносный ремень (капсуль)
7 – Удила
Шорка
9 – Соединительные ремни
10 – Холочный ремень
23 – Нагрудный ремень шорки
Шлея (полушлея)
13 – Продольный ремень
14 – Поперечный ремень
15 – Соединительные (откосные) ремни
16 – Ободовый ремень
19 – Мочка
20 – Оглобельный ремень

8 – Вожжи
11 – Ремень для крепления оглобель и его пряжка
12 – Седелка
17 – Подхвостник
18 – Постромка
21 – Подпруга нижняя
22 – Подпруга верхняя

Как запрячь коня

Надевать сбрую нужно правильно. Подготовительный этап включает такие действия:

  1. Проверяют амуницию. Меняют, ремонтируют, если требуется.
  2. Проверяют повозку.
  3. Осматривают животное.

Порядок зависит от числа лошадей в упряжке, типа. При оглобельно-дуговой выполняют следующее:

  1. Надевают уздечку. Зимой удила греют.
  2. Накидывают седелку с чересседельником на спину рядом с холкой. Двигают. Задняя часть седелки оказывается около 9–15 ребра лошади. Шлея при этом — в 10 см от локтя животного.
  3. Надевают подпругу.
  4. Переворачивают хомут вверх тормашками. Надевают. На узком участке еще раз переворачивают.
  5. Шлею — на туловище.
  6. Дальше заводят в оглобли. Соединяют с чересседельником обе их стороны. Используют петли седелки.
  7. Подводят дугу под левую оглоблю. Двигают против часовой на хомут.
  8. То же проводят с другой стороны.
  9. Связывают хомут супонью.
  10. Вожжи проводят через середину дуги, иногда — снаружи.
  11. Смотрят работу, расположение оглобель, хомута и остального. Гуж должен оказаться сзади дуги.
  12. Пробуют потихоньку в движении.

Владельцу лошади важно ориентироваться в конской амуниции и уметь с ней обращаться. Правильный выбор помогает в работе и бережет здоровье животных.

Дышловые пароконные упряжи

Дышловая пароконная упряжь

Дышловая пароконная упряжь

В пароконных упряжах  применяется в основном дышло.

Такая сбруя обладает:

  • Дышлом;
  • Хомутом;
  • Постромками;
  • Уздечкой с вожжами;
  • Цепью-напильником.

В такой сбруе дышлом регулируются повороты повозок, а постромками передаются от хомутов тяговые усилия для повозок. Принято считать такую упряжь очень простой. Ее чаще используют для одного животного.

Постромочно-дышловая запряжка – парная. Ее применяют при работе на лошадях в сельскохозяйственных повозках и орудиях, имеющих дышло. Перед запряжкой лошадей необходимо выровнять постромки, нагрудники и нашильники. После того как на лошадей будут надеты узды и хомуты, их расставляют с правой и левой стороны дышла, в зависимости от их положения в упряжи.

Затем на конец дышла или передний валек надевают нашильник и закрепляют его в кольце нагрудника. Нашильники фиксируют положение хомута и натяжение постромок. Нагрудники закрепляют за мочку хомута и за постромки. Последние закрепляют на вальке в такой последовательности: сначала внутреннюю, а затем наружную постромку. После этого пристегивают вожжи. Хомут при постромочно-дышловой запряжке должен быть несколько короче, чем при оглобельно-дуговой.

Оцените статью
Дачник
Adblock detector