Лошадь породы Шайр: описание и характеристика коня

История породы

История происхождения породы лошадей шайр уходит корнями в глубину веков. Историки считают, что еще в первом веке до нашей эры римляне, во время захвата Британции, отмечали, что на острове они столкнулись с большими и красивыми лошадями.

Считается, что шайр лошадь — потомок средневековых скакунов, которые применялись для нужд армии и были завезены на территорию Великобритании завоевателями из Нормандии.

В последующие годы популярность шайров начала стремительно расти. Крупные и величественные животные отлично справлялись с любой физической работой. Они могли с легкостью перевозить наездника в полном обмундировании, масса которого достигала 200 кг. Выносливость и смелость вкупе с внешней привлекательностью послужили причиной того, что этих лошадей начали применять для организации рыцарских турниров.

Постепенно шайры становились упряжной породой. В XVI столетии в Англию начали завозить другие европейские лошадиные породы. Однако скрещивание шайры с ними не повлияло на качество породы.

В XIX столетии эти животные применялись в качестве рабсилы. В XX столетии они попали в США, однако после завершения второй мировой войны, потребность в больших скакунах постепенно исчезла.

Сегодня популярность этой породы возрождается во многих государствах. Это отчасти объясняется желанием англичан сохранить свое историческое наследие. Скакуны теперь в основном обладают эстетическим назначением и принимают участие в турнирах, выставках и аукционах.

На период 19 века на территории Англии уже массово разводились тяжеловозные породы лошадей, которые известны миру и сегодня. Это были клейдесдали, суффольки и шайры. Как указано в исторических записях, шайры разводились не только по знатным графствам Англии, но и в некоторых уголках Ирландии, из всех известных миру пород лошадей они были признаны самыми крупными.

Как говорилось в исторических источниках информации, на момент 17 века на территории Англии строго запрещено было использовать для разведения лошадей породы, которые были меньшего роста, чем положено. Такое же вето накладывалось и на экспорт лошадей за границы Англии.

На момент рыцарской эпохи, шайры стали активно использоваться в качестве боевых лошадей. В целом, эту породу воспроизводили при помощи систематического отбора самых лучших жеребцов, которые выращивались в самых благоприятных условиях. Но, так или иначе, в это время периодически принимали участие в выведении шайров такие породы лошадей, как голландские и фламандские лошади.

Спустя время, на момент 1878 года в целях совершенствования и развития породы, было создано общество коннозаводчиков породы Шайр. А в 1880 году общество стало записывать все важные сведения о породе в специальном студбуке, также начались регулярные выставки этих животных. После чего каждый год в первом десятилетии 20 века студбук фиксировал примерно 1000 жеребят, а также около 3000 — 4000 кобылиц, среди которых около 500-700 особей проходили отбор на выставки.

Среди огромного списка отобранных жеребцов на становление и развитие породы оказали наибольшее влияние следующие знатные представители породы: Линкольн 1345, Мачлесс 1509, Вильям Конкверор 2343, а также Джон Булль 1180. Родословная Линкольна подарила Англии ряд чемпионов среди шайров, большая часть выставочных и премированных особей принадлежала именно его родословной линии.

Что касается России, сюда шайры поставлялись в ограниченном количестве только в целях выведения отечественных крупных тяжеловозов. Такой спрос обусловлен еще и тем, что шайры обладают самыми лучшими характеристиками от ломовых лошадей. Шайры стали использоваться для транспортировок телег с пивом и для тяжелых работ в полях.

Доподлинно не известно, кто именно стал прародителям Шайров, однако мы точно знаем, что история тяжеловесной породы родом из Туманного Альбиона насчитывает не менее трёх столетий. Из исторических источников известно, что в XV–XVI ст. придворные селекционеры занимались активным разведением крупных и тяжеловесных коней, лучшие представители которых участвовали в крестовых походах королевской армии.

Во времена правления Генриха VII были приняты строгие критерии отбора лошадей для дальнейшей селекции — только самые мощные, сильные и статные жеребцы были допущены до последующих скрещиваний с лучшими местными кобылами.

Пару столетий спустя Шайры стали незаменимыми помощниками в сельскохозяйственных работах и становлении промышленности Англии благодаря их силе и выносливости — лошади могли без устали работать в поле, а также перевозить тяжёлые грузы на дальние расстояния.

Знаете ли вы?Существует специальная племенная книга для лошадей породы Шайр. Чтобы попасть в категорию чистокровных лошадей, Шайр должен пройти тщательный осмотр, а также сдать свою кровь для проведения ДНК-теста, который должен установить его происхождение по отцовской линии.

История тяжеловозов уходит в глубь веков. Первые упоминания о крупных и сильных лошадях датируются серединой XI века. Чтобы вывести идеальную породу тяжеловозов, потребовалось несколько столетий. Разведением и скрещиванием лошадей интересовались еще английские короли Вильгельм I и Генрих II. Именно солдаты Вильгельма I привезли в Англию «большую лошадь Средневековья». Такие кони выдерживали на себе вес рыцаря в доспехах, за что очень ценились в то время.

По приказу Генриха II в Англию попал крупный бельгийский тяжеловоз, ставший еще одним прародителем шайров. Во времена Генриха VIII коннозаводчикам запрещалось разводить тяжеловозов ростом меньше 150 см. Для улучшения породы в страну привезли лошадей из Германии, Бельгии и Голландии.

Однако особую роль в развитии породы самых крупных лошадей в мире сыграла королева Елизавета. Она требовала от коннозаводчиков увеличения поголовья тяжеловозов. Кроме того, были ужесточены правила скрещивания лошадей. Теперь заводчик, который пускал на племя представителя с низким ростом, обязан был выплатить штраф. Экспорт и импорт лошадей строго отслеживался. Особей с недостаточными характеристиками не вывозили даже в соседние государства.

Лошадь породы Шайр: описание и характеристика коня

В конце XIX века в племенной книге впервые был указан родоначальник породы. Это был жирный конь по кличке Слепая Лошадь, хотя жеребец слепым не был. В это же время была создана организация коннозаводчиков, члены которой составили подробные характеристики породы и выпустили свод правил по разведению коней. С этого момента самые сильные лошади стали постоянными участниками престижных выставок.

В Европе большие лошади получили невероятную популярность. Их охотно покупали и разводили на многих фермах. В начале XX века коней стали отправлять в США. Сначала жирный конь из Англии не особо пользовался спросом у американских коннозаводчиков. Однако потом об английских тяжеловозах стали говорить так же часто, как и о местных першеронах.

Шайрам принадлежат рекорды роста и веса. Даже жеребцы средних размеров поражают своей мощью. Это не только самый большой конь в мире, но и самый толстый. По силе ему тоже нет равных. Жеребец Мамонт в 1846 году установил абсолютный рекорд в размерах. Его рост достигал почти 220 см, а вес составлял более 1500 кг.

Долгое время тяжеловозы пользовались большим спросом у фермеров, ведь эти кони выполняли сложные полевые работы. В городах и деревнях их использовали в качестве гужевого транспорта. Однако технический прогресс поставил породу на грань выживания. Шайров становится все меньше, поэтому каждый чистокровный представитель породы ценится очень высоко. Заводчики стараются сохранить поголовье легендарных коней, тщательно отслеживая судьбу каждого жеребенка.

Описание и характеристика английской породы лошадей шайр

Английский тяжеловоз – это самая высокая лошадь в мире. Представители породы достигают в холке почти 2 м. Однако масса животных неодинакова. Это может быть как жирный конь, пригодный для неспешной езды верхом, так и крупный тяжеловоз, способный тащить за собой плуг. Кони породы шайр отличаются от других не только высоким ростом, но и внешним видом.

Английский тяжеловоз – это самая высокая лошадь в мире

К внешним характеристикам кобыл тоже предъявляют особые требования, хотя они не такие строгие, как к жеребцам. Кобылы бывают следующих мастей:

  • гнедые;
  • вороные;
  • серые;
  • чалые.

Для кобыл допустимо пересекать как высшую, так и нижнюю грань роста, а также и веса. Кроме того, наличие белых пятен регламентируется не так строго. Их может быть больше, чем у жеребцов.

К внешним характеристикам кобыл тоже предъявляют особые требования, хотя они не такие строгие, как к жеребцам

Все представители породы обладают крупной головой и широким лбом, средними ушами и носом с легкой горбинкой. Лошадь-тяжеловоз по определению должна иметь крепкое телосложение. У шайров короткая спина и широкий круп, мускулистые плечи и крутые лопатки. Ноги длинные и мощные. Представителей этой породы отличают пышные фризы на скакательных и запястных суставах. Фризы полностью скрывают крупные копыта. Гриву шайров принято заплетать в косички, украшать лентами или красиво подстригать.

Лошадь породы Шайр: описание и характеристика коня

Однако самая большая порода лошадей в мире обладает и своими внутренними типами. Различные коннозаводчики выращивают тяжеловозов разных размеров и весов. Представитель породы – это не всегда жирный конь огромных габаритов. Для одних шайров характерен мощный экстерьер, другие отличаются сухим телосложением.

Название породы происходить от английского слова «шир», обозначающего графство. Огромной известностью и широким распространением пользуется такая порода, как кэрт-горс и шайр-горс, что происходит от голландских жеребцов и местных кобыл.

Несмотря на факт древнего происхождения, в массе она не совсем однородна. Ее тип очень изменчивый – от лошади необычайного веса и размера, которая годится только лишь до езды шагом, до складных и крупных кобыл, которые вполне пригодными будут для плуга и воза.

Характеристика
Самые большие лошади на планете

Английский тяжеловоз отличается высоким ростом и достаточно внушительным весом. Название произошло от английского «шир», что означает «графство». Имеет древнее происхождение, но при этом в массе порода не совсем однородна. Ее тип достаточно изменчив от лошадей необычайного веса и размера, годных только для тихой езды шагом, до складных и крупных для воза и плуга.

Предлагаем ознакомиться  Клейковина – основной показатель. Как оценить качество муки?

Питаются эти лошади, как и саффолки, достаточно хорошо. Тело держат прочно. Но несмотря на это, имеют некоторые недостатки, выражаемые в физических проявлениях – сильной фризистости, сырости, а также недостаточной приземистости в некоторых случаях. Перейдя по ссылке можно больше узнать про Орловскую лошадь и для чего чаще всего её заводят.

История породы

Лошадь породы Шайр: описание и характеристика коня

Порода произошла от английских средневековых боевых коней Great Horse, которых впоследствии переименовали в English Black. Такое название дал им еще Оливер Кромвель. Первоначально относились они к породе фриз, которая имела вороную масть. Позже стали скрещивать фландских и фризских лошадей. Изначально их применяли исключительно для военных нужд, но позднее стали использовать и в хозяйствах в качестве обычных или тяжелоупряжных коней.

Шайрскую породу вывели в 18 веке в Англии с помощью скрещивания голландских и фламандских жеребцов с местными кобылами. Разводились они по всей территории страны. А вот какая порода лошадей тяжеловозов самая популярная и эффективная в использовании.

До наших дней дошли основные их названия:

  • Шайр;
  • Великая лошадь;
  • Староанглийская вороная;
  • Линкольнширский гигиант.

В зависимости от происхождения внутри породы образовались определенные различия. Родоначальником породы стал конь по кличке «Пэкингтонская слепая лошадь», проживавший с 1755 до 1770 г в деревне Пекингтон. Ее же и записали в качестве первой шайрской лошади в племенную книгу шайров, которую выпустили в 1878 году. Но в то время этих животных называли «английскими упряжными». Только спустя шесть лет они свое нынешнее наименование окончательно.

Лошадей этой породы активно применяли в фермерских угодьях, а по мере развития дорог – в дилижансах. Именно в то время их скрестили с фризами, благодаря чему они стали более подвижными, гибкими, сохраняя при этом свою массивность. В 19 столетии их использовали в сельском хозяйстве и промышленности, на железных дорогах и в доках.

Также вас сможет заинтересовать информация о том, каково описание породы лошадей владимирский тяжеловоз.

Учитывая высокую потребность в лошадях с такими характеристиками для удовлетворения нужд армии и промышленности, на рубеже 19 и 20 веков шайры получили максимально широкое распространение.

В 1878 году даже было создано общество шайрской лошади, которое существовало на протяжение 30 лет вплоть до появления первых тракторов и других результатов технического прогресса. В 50-ых года число особей заметно уменьшилось и над породой даже нависла угроза исчезновения, но несколько энтузиастов смогли возродить былую популярность. Уже в 80-ых годах прошлого века свыше 100 производителей занялись их разведением, и за год регистрировалось более 400 животных этого вида.

Габариты, вес коня

Лошадь породы Шайр: описание и характеристика коня

Важной особенностью данной породы является пропорциональная развитость тела. Грудь и спина достаточно широкие, как и крестец. Именно они и обеспечивают огромную силу с выносливостью у животных. Шайры тело держат прочно.

Средний рост в холке по разным данным составляет примерно 160-185 см. Кобылы и мерины в размерах несколько уступают. Вес достигает примерно 1,2 тонн. В 19 веке кони этого вида отличались грубой большой головой со слегка выпуклым профилем, широким лбом, длинной и мускулистой шеей, низкой холкой, мощными ногами, которые увенчали прочные копыта. А вот каковы габариты арабской породы лошадей и для чего заводят такую породу, можно узнать из статьи по ссылке.

В целом присутствую обычно разномастные шайры: серые, гнедые, вороные, рыжие. Пятнистость может быть у некоторых особей, но не является частью стандартов породы. Также для их окраса являются типичными белые чулки, которые чаще всего присутствуют на задних ногах. На голове есть лысина. А вот какой масти бывают лошади Ахалтекинской породы и какова их цена, можно увидеть тут.

К недостаткам породы относят сырость и сильную фризистость. Таких особей «отбраковывают», а потому эти недостатки, как считают заводчики, будут в скором времени ликвидированы. Делается это с помощью скрещивания шайрских животных с чистокровными кобылами.

Начиная с 50-ых годов прошлого века, после скрещивания с клейдесдалями, порода приобрела шелковистые густые фризы на ногах, начиная с запястью или скакательного сустава. Сделали это для того, чтобы решить проблему с мокрецами. На сегодня наиболее востребованными на рынке особями считаются те, которые имеют белые отметины на ногах.

Возможно вас также сможет заинтеерсовать информация о том, как выглядит и для чего заводят фризскую лошадь.

Лошади этого вида отличаются в первую очередь своим характером – уравновешенностью, спокойным нравом, легкостью в управлении. Они и считаются основными преимуществами данной породы. Вот почему при скрещивании нередко выбирают именно шайров – чтобы в результате получить послушных жеребят.

Образ жизни в природе

Для ознакомления с такой славной породой лошадей нужно знать в точности, какого ухода и условий содержания животные ожидают от хозяина, какой корм они предпочитают и в каких объемах, а также какими качествами характера обладают.

Кормление

Для тяжеловоза кормление имеет ряд правил и ограничений: во-первых, в сутки тяжеловозная лошадь съедает около 12-16 кг сена или свежей растительности, во-вторых, в подкормке концентратами нуждается редко и в малых дозах, специальные корма для роста им вовсе не нужны. Лучшие концентраты для таких лошадей — жмыхи и травяная мука, а также многое другое.

Шайры зачастую предназначаются для сельхозработ, поэтому они неприхотливы в уходе. Достаточно ей вычесывать гриву и хвост, очищать фризы от загрязнений. Дважды в неделю в летнее время волосы лошади нужно мыть шампунем и кондиционером, в дневное время гриву заплетают в косу. Немаловажно для здоровья животного чистое питье.

Содержание

Для того чтобы лошадь прекрасно себя чувствовали и не подвергалась разным заболеванием, ей нужны на то условия. Мохноногие породы зачастую подвержены такому недугу, как мокрица. Для профилактики этого заболевания лошадь нуждается в сухой подстилке в конюшне, после работы ей обязательно нужно мыть и высушивать копыта.

У лошадок этой порой характер отличается небывалым спокойствием здоровяков и добродушием. В любых условиях лошадь ведет себя уравновешенно и мудро, не демонстрируя недовольство и эмоции. Эта большая сильная лошадь так умело совмещает в себе мощь и трудолюбие, доброту и покладистость, за счет чего ее часто применяют в работах на полях. Весь мир поистине восхищается экстраординарной силой и мощью наряду с добротой и послушанием шайров.

Становление породы

Лошадки шайрской породы были выведенными в восемнадцатом столетии на просторах Англии.

После того как средневековые турниру канули в лету, и эпоха доблестных рыцарей отошла в небытие, шайрским лошадям было найдено новое применение. Они стали принимать активное участие в перевозке торговых грузов и в сельском хозяйстве. Дороги в семнадцатом веке не отличались лёгкостью. И благодаря своим незаурядным физическим данным шайры оказались хорошими помощниками в переправке товаров по каменистым оврагам и руслам рек. Эти сильные животные могли перевозить грузы весом в несколько тонн и оказывались незаменимыми в трудных природных условиях.

Стоить отметить, что тогда облик лошадей шайров был совсем другим, отличающимся от современного. Их родина Англия могла похвастаться очень развитыми торговыми отношениями и часто приглашала к себе различного вида специалистов. Так начались первые кровосмешения, которые стали вносить много нового во внешние данные этой породы.

Немецкие лошади не смогли оказать на шайров никакого влияния, чего нельзя сказать о фризской и фламандской породах. Именно фламандская порода лошадей, на сегодняшний день являющаяся вымирающей, во многом определила облик и характер современной шайрской лошади. Она сделала её характер флегматичным. Животное готово было трудиться в упряжке с раннего возраста.

Становление породы
Массивность конституции

К примеру, в Англии 1846 года, на свет родился жеребенок, который был немыслимо крупного размера. Назвали его Самсоном. И кличка эта была дана, в честь библейского силача. Ну а, когда Самсон уже подрос, его невероятный рост в холке, достигал двух метров девятнадцати сантиметров. Собственно, жеребец этот, в итоге, был переименован в Мамонта.

Становление породы
Жеребец Самсон

Между лошадками внутри названной породы, имелись некие определенные различия. Один жеребец из Пэкингтона по кличке Слепая Лошадь, считается родоначальником всех современных шайров.

А достоверность факта о том, был ли этот жеребец слепым, на самом деле, не была подтверждена никакими источниками. Так что утверждать этого нельзя. Однако именно это животное было записано, как первая лошадь шайрской породы в той Племенной книге шайров, что вышла в 1878 году. В те времена представители этой породы также назывались «английскими упряжными» лошадьми. Но уже ровно шесть лет спустя, они окончательным образом, сделались шайрами.

Долгое время лошадь породы Шайр называлась еще  «большая лошадь», так как не имела себе равных в Англии. По заслуге лорда Оливера Кромвеля она приобрела новое имя. Деятель английской революции много внимания уделял сельско — хозяйственным реформам. Именно он стал называть лошадь «английская вороная», указывая на основную масть животного. Стоить отметить, что и эта особенность досталась им от фламандских предков.

Предлагаем ознакомиться  Как правильно ходит конь

Известный геолог и географ того времени Роберт Бейквелл вплотную занимался разведением этой породы. Именно он стал впервые использовать кобыл фламандской породы в качестве продолжательниц рода. Шайрская порода лошадей была заметно облагорожена Бейквеллом, и в знак почтения к своему личному селекционеру животное получило новое имя «бейквеллская вороная».

И в других странах Королевства Великобритании «английская вороная» завоевывала почёт и уважение. В Шотландии она дала начало новой породе, отличающейся меньшим размером и весом. Эта новая ветвь лошадей шайров в своё время получила немалую известность в странах Европы.

Ранее активно применяли шайров для самых сложных фермерских работ. Ведь в девятнадцатом столетии, лошади были основной рабочей силой, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Особо они были полезны в доках и на железных дорогах. Для того, чтобы выполнять работы, всегда необходимы были лошадки с хорошо развитой системой движения (мускулатурой), имеющие значительную силу.

И вот, именно шайрские породы лошадей, качествами указанными, обладали. В то же самое время, они были наиболее крупными и мощными тяжеловозами во всей огромной Великобритании.

Шайрам удалось получить широчайшее распространение на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Ну а уже в 1878 году, было созданным Общество шайрской лошади, что процветало вплоть до тридцатых годов двадцатого столетия. Не век, безусловно, но срок все равно впечатляет.

К 20 веку лошади породы Шайр занимают лидирующие позиции по численности среди всех тяжеловозов того времени. Иностранные разводчики начинают всерьёз интересоваться «английской вороной». В племенную книгу включаются тысячи представителей шайров каждый год. Численность популяции растёт. На выставках их количество превосходит все ожидания – около семисот особей.

Лошадь породы Шайр: описание и характеристика коня

Америка увидела большую английскую лошадь уже после того, как в Европе за ними закрепилась прочная слава. Здесь они сразу были оценены по достоинству. Американские разводчики заметили, что  бейквеллские жеребцы дают сильное и красивое потомство даже при скрещивании с мелкими заурядными кобылами. А их работоспособность и эффективность покорила фермеров и предпринимателей.

Только за первый год после знакомства с шайрами на западный континент было привезено более четырёх сотен экземпляров. Никто не мог ожидать, что вновь прибывшие английские гости подвинут с пьедестала всемирно известных американских тяжеловозов першеронов. После прочного обоснования на Американском континенте более половины шайров, вносимых в племенную книгу, были рождены именно здесь.

В пятидесятые-шестидесятые года двадцатого века, количество лошадей шайров, ровно, как и множества иных лошадок, существенным образом уменьшилось. Тогда над породой висела ужаснейшая и печальная, но ни менее реальная от этого, угроза исчезновения с лица Земли. Однако нескольким самоотверженным коневодам, пришла в голову мысль о том, чтобы спасти шайров. Таким образом, далее порода смогла возвратить себе собственную былую популярность.

В восьмидесятые годы двадцатого столетия, применялось более сотни производителей, и фиксировали тогда, более четырехсот различных регистраций, ежегодным образом. Впечатляющая сила и очень высокий рост шайров, смогли позволить осуществить установку нескольких мировых рекордов огромной значимости. В частности, лошадки данной породы, стали официальными рекордсменами по показателям грузоподъемности. Среди представителей породы, рождались самые настоящие великаны.

Становление породы
Близнецы

Применение шайров

Способность Шайров с лёгкостью перевозить тяжёлые грузы и сделала их идеальными работниками в поле. Ещё столетие назад они без устали тянули плуг или телегу с военным снаряжением. В современном мире, когда трудолюбивых коней полностью заменили тракторы и прочая сельскохозяйственная техника, Шайров можно встретить на различных ярмарках и выставках, существуют специализированные конкурсы и соревнования по вспашке поля на время и перетягиванию грузов.

Лошади Шайры могут помогать людям в полях, и их зачастую можно увидеть, везущими возы пивоварского типа или запряженными в карету. Естественно, они и множество конных выставок украшают, как прекрасные образцы красоты. А, каким образом ощущает себя всадник, верхом на подобной лошадке? Отзывы говорят о том, что наездники ощущают себя невероятно удобно, словно сидят на мягоньком диване. И еще у большинства тяжеловозов, невероятно мягкие аллюры.

Становление породы
Мягкий аллюр

Однако поднять в галоп данных красавцев, слишком уж сложно. Собственно, как и остановить впоследствии этого действа. И этот факт нужно обязательно учитывать. В том случае, если наездник не слишком уверен в собственных способностях, связанных с управлением лошадкой, лучше всего будет не разгонять это мощное животное!

Изначально шайров использовали в качестве живой силы и выставочных экспонатов, так как эта крупная тяжеловозная лошадь обладала необычайной силой и уникальным экстерьером. За счет этого такая порода стала предметом гордости англичан. В процессе проведения выставок на ипподромах шайры демонстрировали миру свои грузоподъемные возможности. После этого порода привлекла множество внимания от зарубежных коневодов, поэтому лошадей стали экспортировать заграницу для создания других пород.

Первая цель выведения таких лошадей заключалась в помощи на сельхозработах. Помимо этого лошади использовались в качестве боевых коней. Когда ручной труд заменился машинами, популярность шайров слегка снизилась. На грани исчезновения любители уникальных лошадей приложили максимум усилий для сохранения породы Шайр. Только шайры могли в день перепахать безграничное поле, заменяя сельскохозяйственную технику.

Сегодня шайры стали традиционными лошадьми знатных пивоваров, при помощи этих животных пиво транспортируют по всей Британии. Конечно, чаще всего такие предназначения лошадей являются частью демонстрации традиций и увлекательных шоу-программ, но именно шайры ежегодно удостаиваются чести вести митинги, парады и прочие мероприятия массового характера. В современном мире шайры в качестве конкурсов и соревнования конкурируют в скорости вспашки и тяги.

Экстерьер и масть

Это упряжные животные. У них большая голова и очень широкий лоб, а шея у лошади длинная и мускулистая. Также у них в наличии низкая холка и крутая лопатка. Еще широкая грудь и плоские копыта. А все туловище, бочкообразное с виду. Лошади такие, в принципе, имеют экстерьер упряжных животных, но и отличия тоже имеются.

Мускулистый и широкий круп, а шейка слишком уж длинна для упряжных лошадок, спина же сильная и коротка. Да и лошади породы шайр, в принципе, намного крупнее. А хвост их пушистый, и притом очень высоко приставлен. Лошадкам данной породы удается выглядеть очень высокими, в силу наличия длинных ножек с крепчайшими копытами.

Кобылы, определенно уступают в своих размерах. Они приблизительно 130 сантиметров в холке. Ну а лучшие представители данной породы, достигают одного метра восьмидесяти пяти сантиметров в холке. Несмотря на собственное древнее происхождение, шайры в своем большинстве, не совсем однородны. Ведь некоторые из этих животных, имеют в наличии необычайный вес и размер.

Такие части тела, как  грудь и спина — широкие, а также и крестец, что обеспечивает выносливость и огромную силу животных этой породы. Данные лошадки прочным образом держат собственное тело, и они отменно питаются. Масть шайров так же отличает завидное разнообразие. Это, как вороные, гнедые, так и серые, рыжие звери. Одним словом, на любой вкус. Типичны для таких лошадок белые чулочки, находящиеся чаще всего на задних ножках, и лысина на головушке.

В том случае, если верить тем историческим данным, что дошли до современников об этой лошадиной породе, сильно обросшие ножки, а также идентичная грива и хвостик, свойственными были, уже древнейшим предкам нынешних шайров. Уже в 1780 году, вполне можно было встретить лошадь этой породы, которая в наличии имела пышнейшие фризы, покрывающие ножки ниже скакательного и запястного суставов, спереди и сзади.

Становление породы
Спокойный темперамент

Именно благодаря этому, таких лошадей применяют в процессе скрещивания с иными лошадками, дабы в результате действа, получить очень послушных жеребят. Огромнейшая сила и крепкое здоровье, как и выдержка, а так же потрясающий и добродушный характер Шайр, смогли их сделать невероятно полезными в различных сложных работах сельскохозяйственного характера, а так же и в рабочих действиях, протекающих на железнодорожных станциях.

Интересные факты

Порода лошадей Шайр родом из Англии, а предками были кони, на которых рыцари совершали свои крестовые походы. Учитывая историю происхождения Шайров, эти лошади были признаны одними из древнейших тяжелоупряжных пород в мире, хотя точной даты её становления нет.

Ещё в конце XII – начале XIII столетия английский король Джон издал указ о ввозе в страну большого количества крепких голландских (флемишских) жеребят, которые и стали родоначальниками Шайрских тяжеловозов.

Несмотря на то, что дата появления этой породы неизвестна, абсолютно точно установлено, что в XVI веке английское правительство стало усиленно заниматься разведением лошадей с ильным опорно-двигательным аппаратом, а в экстерьере могучими и величавыми. Для глав государства того времени было очень важно, чтобы лошади выращивались именно на территории Англии, поэтому издавались указы, запрещающие ввоз взрослых коней или жеребят большого роста.

Исторические факты
Величественная мощь

В то время лошадей пород Шайр использовали исключительно, как военных лошадей. И только после того, как турниры и вооружённые рыцари прекратили своё существование, эту породу стали использовать, как упряжную.

Конец XVI века явил собой прогресс в военной сфере, в результате чего доспехи конных рыцарей стали значительно легче. Это позволило им пересесть с мощных, способных тащить на себе кучу железа увальней, на более легких и проворных рысаков. Таким образом, «большой лошади» пришлось впрячься в повозку, где она и нашла свое основное применение. Из восхищенных свидетельств того времени известно о лошадях, возивших 3,5 – тонные грузы в нашем понимании – по бездорожью.

Лошадь Шайр

Томас Бландвиль жил как раз в тот отрезок времени (с 1561 по 1602 год), когда на остров стали завозить лошадей Шайр немецких, фламандских и фризских пород, о чем он и поведал потомкам. Наибольшее влияние на формирование английской породы, в отличие от немцев, оставили фламандские и фризские гены. Фризы привнесли благородства в облик англичанки, придав ее движениям раскованности и легкости.

Предлагаем ознакомиться  Домашние цветы комнатные колокольчики
Большая, английская и вороная
Вороной окрас

Из-за превалирующего вороного окраса фландрийских предков, в 17-м веке «большая лошадь» получила название Большая, английская и вороная, или просто – «английская вороная», как назвал ее Оливер Кромвель. С тех пор определение прижилось именно по отношению к большому английскому тяжеловозу, предку нынешнего шайра.

Начиная с XVIII века шайрскую породу переквалифицировали в сельскохозяйственную. Лошади Шайр массово стали использоваться для работ на фермах и полях. В то время, когда сельское хозяйство стало развиваться огромными скачками, Шайры помогли становлению ни одной крупной ферме.

Селекционер Роберт Бейквелл, живший в 1725–1795 годах, занимался улучшением лестерширской породы с помощью самок из Фландрии. Да настолько успешно, что выведенный им вид назвали «бейквеллской вороной».

Шотландия обзавелась своей большой тяжелой лошадью – клейдесдальской, в формировании которой не последнюю роль сыграла порода лошадей шайр. Эти «шотландцы», весьма популярные, и не только в Великобритании, довольно схожи с шайрами, но уступают им в размере и весе.

К XIX веку популярность шайров на родине достигла апогея. Да так, что ими стали интересоваться заграничные заводчики, селекционеры и коммерсанты. Племкнига ежегодно пополнялась тысячами голов, из которых до 1000 – жеребцы, 3–4 тыс. – кобылы. Выставки представляли по 600–700 лошадок.

1836 год ознаменовался для шайров первым пересечением Атлантики, что дало толчок массовому завозу этой породы в Штаты, но лишь спустя полвека. Небольшие и относительно тонкокостные американские кобылы, благодаря шайрским жеребцам, стали плодиться довольно рослыми жеребятами, что не ускользнуло от внимания ковбоев.

400 шайров импортировали американцы только в 1887 году. К концу XIX – началу XX века даже першероны, наиболее многочисленная порода тяжеловозов США, вынуждены были несколько поступиться на рынке грузоперевозок косматым английским великанам с аристократическим аллюром. Из 6700 жеребят, записанных в племкнигу за три года (1909 – 1911), 80% родились уже в Америке.

На сегодняшний день, когда порода лошади Шайр чуть не потерпела своё исчезновение, проснулся массовый интерес к этим древним тяжеловозам. Многие стараются возродить породу лошадей Шайр, и хоть зарегистрированных голов на сегодняшний день гораздо меньше тысячи, всё же ценители этих богатырей не теряют надежды.

Большая, английская и вороная
Жеребенок шайры

Россия конца XIX – начала XX веков испытывала потребность в крупных лошадях для транспортировки тяжелых грузов. Шайры подходили как нельзя лучше для выведения такой породы.

Главной особенностью пород шайров, по замечанию князя Урусова, была их требовательность к корму, точнее – к его количеству. Потомки лошадей шайров могли оправдать надежды лишь при обильном кормлении и тщательном уходе, что возможно исключительно в странах с подходящими природными и социальными ресурсами.

Еще об одной немаловажной детали селекции, в которой используется порода лошадей шайр, упоминается автором «Книги о лошади». Это необходимость в подходящей по форме кобыле для жеребца – шайра. Самку нужно выбирать очень тщательно, в противном случае могут родиться особи, далеко не соответствующие ожиданиям.

Видимо, вследствие весьма прихотливой процедуры селекции самых крупных пород, в России предпочтение отдавали скрещиванию с более мелкими клейдесдалями.Однако, судя по родословным владимирских тяжеловозов, шайры добавили свою лепту в разведение этой гордости российского коневодства.

Разведение и селекция
Послушный нрав
  1. Самая крупная в мире лошадь за всю историю человечества была из породы шайров. Это был жеребенок необычайных габаритов, которого прозвали изначально Самсоном, в честь известного силача в Библии. Он родился в 1846 году и во взрослом возрасте достиг 2 метра 19 см в высоту до уровня холки. Спустя время его переименовали в Мамонта за счет таких масштабных размеров туловища.
  2. Первая лошадь из породы Шайр была зафиксирована в племенной книге, вышедшей в 1878 году. Звали жеребца Слепой Лошадью, хотя никаких подтверждений ее слепоте не было найдено до сегодня.
  3. Изначально такие крупные и сильные лошади выводились англичанами не для тяжелых работ и транспортировки грузов, а для боевых сражений рыцарей. Сегодня эти лошади запрягаются в кареты высокопоставленных лиц государств и держав.
  4. Сегодня в Англии шайры являются самой эффективной живой рекламой, они перевозят пиво лучших пивоварен и часто участвуют в музыкальных шоу-программах.

Племенная работа

В начале прошлого столетия шайры были привезены в Россию из Великобритании. Здесь они послужили родоначальниками ныне известных владимирских тяжеловозов. Также для их селекции были взяты ближайшие  шотландские родственники шайров – клейдесдали, имеющие меньший вес и размеры, и американские, ранее упомянутые першероны.

Непосредственно сами шайрские лошади первое время участвовали в селекции. Но русские заводчики стали отмечать, что английские лошади требуют гораздо большего количества корма, чем остальные тяжеловозы, и, к тому же, они более требовательны в уходе и содержании. Таким образом, на основе шайров и клейдесдалей была выведена менее прихотливая владимирская порода тяжеловозов, которая прекрасно адаптировалась в суровых русских условиях. И по сей день в родословных владимирских тяжеловозов можно увидеть клички их английских предков.

Автор одной из книг по коневодству отмечает, что большое внимание нужно обращать на характеристики кобылы, подбираемой для шайрского жеребца. Если она недостаточных размеров и плохих физических показателей, при условиях не лучшего корма для жеребёнка, потомство может получиться недостойным.

Племкнига

Родоначальником линии шайрской породы следует считать «жеребца из Пэкингтона». Именно его кличка чаще всего упоминается в начале длинных родословных, имеющихся на сегодняшний день. Дело в том, что племенная книга шайров была основана лишь в конце 19 века, что не даёт нам возможность отследить более ранних предков. Сейчас она имеет трехъярусную структуры с подразделениями на главную группу и две дополнительные группы А и В.

В подгруппу А входят кобылы, произведённые от официально зарегистрированных жеребцов и незарегистрированных маток. Если такая кобыла будет скрещена со знатным жеребцом с родословной, то их потомок женского пола попадает в группу В. И если такую кобылу из группы В покрыть официально зарегистрированным жеребцом, она оказывается по главной линии родословной.

Специально для породы шайр племенную книгу завели в 78 году XIX века, а через 7 лет заводчики шайров основали свое Общество. Вороной «Слепой жеребец из Пэкингтона», чья кличка запечатлена в первом томе студбука наиболее часто, может считаться родоначальником современных лошадей этой породы. Через 12 лет племкнигу закрыли, и заносился лишь приплод от особей с регистрацией.

Сейчас племенная книга построена по так называемому – «трехступенчатому» принципу. Чистопородным животным отведен основной раздел. Кобылка, родившаяся от регистрированного жеребца и незарегистрированной кобылы попадает в подраздел «A». Потомство от кобылы из этого раздела и жеребца из главного, записывается в раздел «B», а уже от «брака» самки из «B»-класса с зарегистрированным жеребцом получается чистокровная кобыла. В селекции используются только самки, полученные в результате таких случек.

Лошадь Шайр

Учет в книге весьма строг. Отцовство подтверждается необходимым тестом на кровь, чтобы вписать приплод в какой-либо раздел. В наше время широко используется ДНК-тест.

Племенная книга
Добродушный гигант

Фотогаллерея

Шайр в черно-белом

Шайр красавчик

Огромный шайр

Шайр на поляне

Шайр под рыцарем

Сколько стоит лошадь породы шайр

Как известно, самые знатные породы лошадей стоят больших денег. Особенно это касается чистокровных пород. Говоря о породе Шайр, взрослая особь мало кому по карману. Ценовая политика у каждого владельца шайров разная, но в целом на становление цены влияют такие факторы:

  • возраст особ и пол;
  • состояние здоровья;
  • сертификаты о родословной и документы от ветеринара;
  • заслуги и награды лошади;
  • уникальность экстерьера и внешний вид в целом;
  • престиж коннозаводства или частного владельца этих лошадей;
  • удаленность лошади от покупателя и затраты на транспортировку.

В среднем цена на шайра в молодом возрасте может колебаться от 300 тысяч рублей и до 1,5 миллиона рублей за одну особь. Обладать шайром, значит, подчеркивать свой тонкий вкус и особый статусв обществе коневодов и любителей лошадей.

Современное положение

В современном мире лошади играют скорей эстетическую и историческую роль. Не исключение и порода лошадей шайр, хотя в некоторых регионах она все еще эффективно используется на практике.

В основном эти красивые лошади – неизменные участники всевозможных выставок и конных представлений, где они участвуют в турнирах, смотрах и аукционах. Англичане известны своей консервативностью, и отчасти благодаря ей, современное состояние породы Шайров внушает оптимизм.

На сегодняшний день шайрские лошади – постоянные участники конкурсов и выставок. Они и поныне показывают потрясающие результаты по выносливости и радуют глаз зрителя завидной физической формой. До сих пор «большие» лошади  поставляются во многие страны мира и не теряют своей значимости.

Шайр сегодня

Шайрская порода лошадей

Сегодня практически не одна выставка или соревнования не обходятся без такой уникальной и способной породы лошадей, как Шайр. Зрители, как и прежде, любуются эстетическим экстерьером лошади, ее уникальной физиологией и строением, а также поражаются силе и мощи ее способностей. Лошади шайры регулярно экспортируются во все точки Земли, участвуя в выведении сильных пород.

Для России шайры оказали непомерный вклад в коннозаводство, став родоначальниками многих русских пород тяжеловозов. Большинство любителей лошадей и профессионалов в разведении этих животных, мечтают стать счастливыми обладателями такой крупной, могучей и при этом добродушной и верной лошади, как Шайр.

В Англии шайры ежегодно становятся главными открывателями национальных шоу-программ и развлекательных мероприятий, сохраняя в стране национальный дух и традиции.

Оцените статью
Дачник
Adblock detector